Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса в МАДОУ «Детский сад №403» г.о. Самара
Цель психолого-педагогического сопровождения в Автономном учреждении - создание условий, направленных на полноценное психофизическое развитие детей, обеспечение их эмоционального благополучия, развитие индивидуальных способностей каждого ребенка.
Задачи
- Усиление психологизации в воспитательно-образовательном процессе Автономного учреждения
- Проведение индивидуальной и групповой работы с детьми на основе диагностирования и учета их индивидуально-психологических особенностей
- В работе с педагогическими кадрами особое внимание уделить вопросу использования в работе с детьми данных, полученных в процессе диагностики педагогом-психологом
- Разработка и внедрение коррекционно-развивающих программ, направленных на коррекцию эмоциональных и поведенческих нарушений
- Направить деятельность педагогического коллектива на выявление и помощь детям «группы риска» в их социальной реабилитации
- В работе по формированию здорового образа жизни у детей и родителей направить усилия на аспект профилактики и формированию психического здоровья
- В работе по подготовке детей к школе использовать комплекс развивающих занятий, направленных на мотивационно-ценностное отношение ребенка к школе, стимулировать развитие его психических процессов
- Оказание психологической помощи (консультативно-диагностической, коррекционной, психопрофилактической) всем участникам воспитательнообразовательного процесса
- Содействие личностному развитию каждого ребенка на всех возрастных этапах, на основе развития индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявлений
- Содействие развитию у детей основных личностных новообразований дошкольного детства
- Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
- Повышение психологической компетентности родителей и педагогов в закономерностях и особенностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей.
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников, в том числе детей с ОВЗ и детей – инвалидов, в образовательном процессе Автономного учреждения осуществляется по следующим направлениям
- диагностическая работа
- развивающая и коррекционная работа
- консультативная работа
- просветительская работа
- психопрофилактическая работа
- организационно-методическая работа.
Диагностика интеллектуальной готовности к школе, осуществляется по адаптированной методике WISC Векслера включающая в себя 12 субтестов: 6 субтестов вер-бального и 6 субтестов невербального характера. Методика выбрана в соответствии с возрастом детей и учета индивидуальных особенностей. В ходе выполнения обследования, педагог-психолог заполняет протоколы на каждого ребенка и протокол мониторинга группы.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы педагогапсихолога являются: развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения. Развивающие групповые занятия с детьми проводятся один раз в неделю во всех возрастных группах в сенсорной комнате.
Педагог-психолог проводит работу с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами по адаптированным программам, учитывая диагноз и возрастные особенности дошкольников.
Дети дошкольного возраста отличаются особенностями эмоциональных состояний, уровнем притязаний, что отражается на характере их социальных контактов.
В связи с этим развитие эмоционально-личностной сферы детей предполагает
- профилактику и устранение встречающихся аффективных и негативных проявлений, других отклонений в поведении
- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера
- развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости, застенчивости и т.п.)
- создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки
- развитие социальных эмоций
- развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками).
В связи с этим в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога решаются и следующие важные задачи
- воспитание у детей интереса к социальному окружению
- выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения
- обучение саморегуляции своего эмоционального состояния и избегания конфликтов.
Переход ребенка из одних условий существования в другие сложен всегда, а в наше время он значительно затруднен дополнительными стрессирующими факторами.
Исследователи указывают на необратимость нарушений в личностном развитии ребенка в случаях отсутствия у него психологической готовности к переходу в новые социальные условия. В период адаптации наблюдаются нарушения сна, аппетита, повышается заболеваемость, отмечаются неадекватные реакции на окружающее и трудности в поведении
В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей , однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания
Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Некоторые при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые, наоборот, замыкаются в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми.
Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. В этом отношении активную помощь может предоставить педагог – психолог и педагоги дошкольного образовательного учреждения, поскольку обладают определёнными потенциальными возможностями.
Как же помочь ребенку в этот тяжелый для него период? В нашем МАДОУ воспитатели создают атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе.
Педагоги в период адаптации стараются больше рисовать с детьми так, как изодеятельность для ребенка не только и не столько художественноэстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства.
Умиротворяющее действуют на детей игры с песком с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
В нашем дошкольном учреждении создана сенсорная комната- это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие.
Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития, развития познавательной сферы, расширения мировоззрения ребенка.
Главное назначение сенсорной комнаты – восполнить всю полноту восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи) и гармоничное развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы.
Как указано выше сенсорная комната помогает всестороннему развитию ребенка и очень помогает в период адаптации.
В сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. Здесь с помощью различного оборудования создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению тесного контакта между педагогами и детьми. Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности , что так необходимо ребенку в период адаптации
Волшебный мир сенсорных комнат не оставляет равнодушным никого. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «звѐздным небом», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорных комнат для детей.
Для каждого ребенка общение в сенсорной комнате являются откликом на его внутренне стремление к полноценному развитию.
Мы предлагаем детям ковёр “Звёздное небо” (настенный)-завораживает эффектом мерцания с постоянным изменением цветов. Летящие кометы и целые галактики переносят наблюдателя в далекий космос, в мир неведомых звезд и планет.
Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей– в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненного водой, резвятся шарики, подталкиваемые 21 пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными детей. Если приблизится к колонне, то можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащена "Мягкой платформой". А "Безопасное угловое зеркало" создает неповторимый оптический эффект расширения пространства. «Звёздный дождь»- водопад из огромного числа тонких волокон, по всей длине которых то загораются, то гаснут разноцветные ―звездочки‖. Волокна можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Переливающиеся цвета привлекают внимание и успокаивают. Мягкая среда – обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому, все изделия мягкой обстановки решены в спокойных тонах.
Сухой бассейн , играя в сухом бассейне, дети постоянно контактируют со множеством мелких предметов. А это значит, что пока малыш резвится, прыгает, ныряет или даже просто лежит в шариках, он получает легкий расслабляющий массаж, благотворно влияющий на все группы его мышц. Организм полностью расслабляется, а кровообращение усиливается. В результате ребенок становится более спокойным и лучше спит.
Интерактивный пол . Для детей это несравненно лучший подарок. Теперь игровая комната детей превращается либо в реальную поверхность океана, либо в огромное футбольное поле, на котором можно поиграть с мячом, трехмерная картина моментально реагирует на движение детей. По мнению специалистов, данное устройство станет не только развлечением для детей, а также будет способствовать разностороннему их развитию. Использование сенсорной комнаты значительно сокращает этап установления эмоционального контакта с ребенком и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья ребенка .
Игры в сенсорной комнате помогают существенно сократить адаптационный период к новым, для детей условиям жизни в детском саду, служат профилактическим средством отклонений в эмоционально-волевой сфере. Волшебный мир сенсорной комнаты никого не оставляет равнодушным.
Часто родители, обращающиеся за консультациями в отношении ребенка, не могут воспринимать своего ребенка объективно, так как они сами напряжены из-за перегрузки и жизненных неудач. Их детям не нужна работа с психологом, им нужны родители, которые были бы спокойны и умели бы правильно с ними обращаться.
Психологическое сопровождение родителей проводится в интересах детей и считается необходимым и обязательным. В консультировании воспитателей акцент делается на особенности возрастных этапов, «кризисные» периоды детского развития. Также педагоги получают рекомендации по взаимодействию с агрессивными, аутичными, гиперактивными детьми, детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами.
В Автономном учреждении проводятся консультации воспитателей, которые направлены на разрешение конфликтных ситуаций с родителями. Большое внимание во время консультирования воспитателей уделяется и особенностям личности самого воспитателя, в качестве профилактики профессионального выгорания.
Просвещение родителей и педагогов занимает важное место в системе психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
Педагог-психолог обеспечивает родителей и педагогов своевременной информацией об актуальных состояниях ребенка, возможных проблемах, связанных с интеллектуальным развитием. Большое внимание психолог уделяет грамотному отбору тем для выступлений.
В рамках реализации данного направления психологом проводится следующая работа: Тематические выступления на родительских собраниях. Информирование педагогов о результатах психологического обследования детей на педсоветах. Подбор психологической литературы и ознакомление с ней участников воспитательно-образовательного процесса. Оформление инфор мационных стендов. Семинары-практикумы для участников воспитательнообразовательного процесса.
Особое внимание в психолого-педагогическом сопровождении уделяется психопрофилактической работе. По данному направлению проводится совместная работа с музыкальным руководителем, с инструктором по физической культуре. С воспитателями психолог проводит обучающие тренинги по использованию «релаксационных пауз», «психомышечных разминок», которые проводятся с детьми во время и между занятиями.
Организационно-методическая работа педагога-психолога предполагает
- участие и проведение научно-практических семинаров, конференций округа
- пополнение инструментария, пополнение пособий
- анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и корректирующих программ
- обработка и анализ результатов психологических исследований
- оформление психологической документации
- подготовка занятий, консультаций и других видов работы со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса
- анализ адаптационных листов
- составление коррекционных и диагностических программ; ведение карт развития ребенка
- подготовка заключений и методических рекомендаций.